Аннотация:АннотацияЦель. Цель статьи – рассмотреть современные тенденции развития гастрономического туризма в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).Процедура и методы. В статье исследованы теоретические основы гастрономического туризма, дано определение данного показаны основные объекты гастрономического туризма, его виды и по подвиды, дана характеристика основных сегментов потребителей, понятия, показаны исторические этапы формирования данного направления, рассмотрено состояние гастрономического туризма в Российской Федерации, при этом основной акцент сделан на регионы Арктической зоны страны (АЗРФ). Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: описательный, сравнительный, историко-географический, статистический, анализ социологических данных, картографический и метод системного подхода.Результаты. На современном этапе развития туристской индустрии большое значение приобретает гастрономическая составляющая туристских регионов мира. Однако теоретические и методологические исследования данного вопроса практически не проводятся, отсутствует единая, общепризнанная трактовка данного понятия, при этом гастрономия начинает занимать все более значимое место в сознании целевых потребителей данного вида туризма. Индустрия туризма использует гастрономическую составляющую территории как элемент культурного наследия и источник дополнительного дохода. В основе гастрономического туризма лежит гастрономический бренд. В качестве объект гастрономического туризма могут выступать отдельные блюда, продукты, способы их приготовления, рестораны, тематические событийные мероприятия, гастрономические музеи, профильные образовательные учреждения. Современными трендами данного вида туризма являются направления «mono-food», «локоворство» и «slow-food»-туризм. В Российской Федерации гастрономический туризм является новым направлением. Туристские компании разрабатывают гастрономические программы или включать их элементы в программы культурно-познавательного, событийного, спортивного, сельского, экологического и др. видов туризма. Лидеры по развитию гастрономического туризма в России - крупные экономические и культурные центры – Санкт-Петербург, Казань, Кубань, Калининградская область, привлекающие туристов традиционными блюдами русской, татарской и кавказкой кухонь, а также кулинарными традициями балтийского региона. Русская Арктика также богата кулинарными традициями, которые с каждым годом привлекают все большее количество туристов. Гастрономические особенности блюд КМНС АЗРФ - использование жиросодержащих продуктов (мясо, рыба), ягод и дикоросов в целях получения из них витаминов и микроэлементов для профилактики заболеваний и поддержания активного образа жизни в сложных климатических условиях; отсутствие культуры потребления овощей и мучных изделий из пшеницы и ржи в силу невозможности их выращивания в естественной природной среде. Системы и типы питания северных народов, несмотря на их географическую удаленность, имеют много сходных характеристик в силу похожих условий проживания. Лидеры по продвижению гастрономического туризма в АЗРФ - Мурманская область и Республика Саха (Якутия), активно развиваю данный вид туризма на севере Красноярского края и ЯНАО.Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволяет глубже понять суть и методологические основы современного гастрономического туризма, раскрыть туристский потенциал развития данного вида туризма в АЗРФ. Результаты данного исследование могут быть использованы в рамках научно-практической деятельности, связанной с разработкой стратегий развития арктического туризма в странах и регионах мира. Статья продолжает исследования доцента Вальковой Т.М, начатые в предыдущих статьях автора, в которых рассматривались теоретические основы арктического туризма и особенности его развития на Шпицбергене.Ключевые слова: туризм, гастрономический туризм, гастрономические бренды России, АЗРФ, туризм в Арктике, гастрономический туризма в АЗРФБлагодарности. Исследование выполнено в рамках НИР (ГЗ) «Факторы и механизмы территориальной организации устойчивого развития туризма и рекреации» (Номер ЦИТИС: 121051400059-6)