Эстетическое восприятие времени в искусстве первой трети ХХ века: на примере романа «Волшебная гора» Т. Манна, монооперы А. Шёнберга «Ожидание» и пяти пьес для струнного квартета Астатья
Аннотация:В статье в компаративистском ключе исследуются особенности эстетического восприятия
времени на примере музыкального искусства
Арнольда Шёнберга (моноопера «Ожидание»)
и А. Веберна («Пять пьес»), а также одного из самых значительных романов начала
ХХ века – «Волшебная гора» Томаса Манна.
Новые темпоральные характеристики додекафонической музыки позволили преодолеть
монологизм романтического мелодизма и наметить оригинальные пути развития полифонического принципа в музыкальной композиции
ХХ в. В статье также показано, каким образом
феноменологическая трактовка темпоральности может быть применена к анализу художественных произведений первой трети ХХ в.