Аннотация:Целью настоящей статьи является анализ социальных факторов формирования профессиональных деформаций и профессиональных деструкция деятельности преподавателей вузов, наиболее яркое проявление которых произошла на фоне реформ российской системы высшего образования с начала 2000-х годов. Объект исследования – профессиональная деятельность преподавателей вузов. Предметом – профессиональная деформация деятельности и личности преподавателей вузов под влиянием социальных изменений в системе высшего образования на фоне реформ. Эти тенденции находят отражение в исследовательском поле профессиональных деструкций, профдеформаций личности и деятельности преподавателей вузов. Результаты. В ходе анализа выявлено, что факторами деструктивных процессов в профессиональной деятельности преподавателей вузов являются: введение эффективного контракта; обязательность критерия публикационной активности и наукометрических показателей; обязательность показателя деятельности вуза и его подразделений «число иностранных студентов»; структурные изменения академического сообщества: значительный рост численности административных работников на всех уровнях управления на фоне сокращения численности профессорско-преподавательского состава; изменение качественных характеристик группы управленцев; наличие ресурсных дефицитов, в том числе средств для проведения научных исследований; дистанцированность и кризис доверия между вузовскими общностями — студентами, преподавателями и управленцами; падение престижа высшего образования на фоне его массовизации; формирование парадоксальной мотивации обучения студентов. Выводы. Определено, что деформируется и понимание, и механизм достижения профессиональной успешности преподавателя вуза: внешняя успешность (ожидаемая результативность) имеет очень высокую цену: она достигается за счет редукции внутренней успешности. Вследствие невозможности актуализации своего профессионализма специалист начинает дистанцироваться, отгораживаться от истинных (личностных, субъективных, интериоризированных) профессиональных ценностей, дабы избежать ценностного конфликта, начинает применять приспособительные имитационные практики, являющие собой деструктивное профессиональное поведение. Проявлениями описанных деструкций в итоге выступают: превалирование внешних (формальных) показателей успешности над содержательными, внутренними, личностными; редукция требований к себе как профессионалу; редукция требований к своей профессиональной деятельности; пересмотр профессиональных ценностей; «компромиссные стратегии» и др.Ключевые словапрофессиональная успешность, профессиональные деформации, профессиональные деформации, преподаватели вузов, высшее образование