Аннотация:Математическая модель Джонсона – Кука, представленная в классической или табулированной форме, широко используется для описания материального отклика в условиях высокоскоростного деформирования. При этом табулированная форма
представляется более предпочтительной, так как допускает большую свободу при
интерпретации экспериментальных данных. Работа посвящена особенностям построения
таблицы скоростной чувствительности (набору деформационных кривых, отвечающих
различным значениям скоростей деформаций) по результатам статических испытаний
на одноосное растяжение и динамических тестов на сжатие, растяжение и сдвиг по методу
Кольского и его модификациям. Таблица скоростной чувствительности материала
представляет собой набор истинных диаграмм деформирования (зависимостей между
интенсивностями по Мизесу истинных значений напряжений и пластических
деформаций), отвечающих некоторым фиксированным величинам скоростей деформаций.
Целью работы являлось построение таблицы скоростной чувствительности для
материалов, для которых справедлива гипотеза единой кривой (деформационные
диаграммы не зависят от вида напряженного состояния), позволяющей в рамках
табулированной модели Джонсона – Кука адекватно описывать динамический
материальный отклик в экспериментах на растяжение, сжатие и сдвиг по методу
Кольского и его модификациям. На первом этапе после первичной обработки
экспериментальных данных по соотношениям метода Кольского, выбраковки, осреднения
и сортировки по характерным значениям скоростей деформаций, по ранее использованной
при построении статических истинных диаграмм схеме строятся пробные динамические
диаграммы, каждая из которых отвечает определенному фиксированному значению
скорости деформаций (средней скорости деформаций в образце). При этом показано, что
расчеты, выполненные на основе табулированной модели Джонсона – Кука, оснащенной
таблицей скоростной чувствительности из пробных динамических диаграмм,
демонстрирует более жесткий кинематический отклик по сравнению с экспериментом.
В работе предложена процедура коррекции пробных динамических диаграмм
и соответствующей им таблицы скоростной чувствительности, обеспечивающая в расчетах
согласованный с экспериментом кинематический и силовой отклики. Выполнена
верификация построенной таким образом истинной таблицы скоростной чувствительности
путем проведения расчетов, моделирующих эксперименты на динамические сжатие
и сдвиг. Получено хорошее согласование их результатов с экспериментом.