Аннотация:В научной работе представлены результаты всестороннего исследования психических процессов футболистов-юниоров в ходе учебно-тренировочных нагрузок и определены психологические условия влияния на эффективность их игры. Цель исследования - выявить индивидуальные особенности когнитивной (познавательной) деятельности юных футболистов 6-10 лет в период учебно-тренировочного процесса. Задачи исследования: 1) проанализировать существующие экспериментальные исследования процессов, функций и состояний психологической готовности юных футболистов к соревнованиям; 2) изучить компоненты когнитивной сферы футболистов-юниоров, определяющие формирование и протекание предыгровых процессов и состояний; 3) определить пути психодиагностики по оценке динамики когнитивной активности и эффективности действий футболистов в игре. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие группа детей из 6 человек 8-10 лет. Психодиагностику когнитивной сферы юных спортсменов составили следующие методики: «Оценка внимания младшего школьника. Корректурный тест»; «Выявление уровня сложности воображения, гибкости и фиксированности образов представлений, степени стереотипности и дифференцированности»; «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия); «Цветной вариант прогрессивных матриц Равена»; «Тест понятийного мышления Л.С. Выготского - Л.С. Сахарова» Научная новизна исследования. В исследовании рассмотрены индивидуально-типологические особенности когнитивных процессов и психических состояний эффективности игровой деятельности юных футболистов, определяющие степень подготовленности спортсмена к конкретной игре. Такой подход позволяет оптимизировать психодиагностику когнитивной деятельности юных спортсменов и последующую разработку методических рекомендаций. Практическая значимость исследования. Изученные компоненты структуры когнитивной (познавтаельной) деятельности юных футболистов в учебно-тренировочном периоде, помогут решить ряд практических вопросов, связанных с их психологической подготовкой и формированием индивидуально-психологических качеств, которые определяют эффективность игровой деятельности и надежность игрока.