Аннотация:В условиях стремительного развития цифровой экономики и технологий искусственного интеллекта, современная среда рыночной конкуренции становится все более жесткой. Как оптимизировать маркетинговую стратегию предприятия для обеспечения доргосрочных конкурентных преимуществ – вопрос, который требует повышенного внимания. С тех пор, как была выдвинута теория маркетинга отношений, от первоначального акцента на клиентоориентирование до шести основных рынков маркетинга отношений Пейна, объекты маркетинга отношений еще больше расширились, включив в себя стейкхолдеры. В данной статье рассматривается развитие теории стейкходров и классификация стейкходров учеными, обобщаются методы идентификации стейкходров и предлагаются методы повышения конкурентоспособности за счет маркетинга отношений с стейкходрами.