Аннотация:В статье автор исследует возможности, открывающиеся в связи с «выходом из тени» такого незаслуженно редко используемого способа разрешения инвестиционных споров, как межгосударственный арбитраж. Между тем данная опция для рассмотрения подобных споров предусмотрена большинством договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций. Анализ целесообразности использования арбитража между государствами для разрешения споров, возникших между иностранными инвесторами и государствами, принимающими инвестиции, особенно актуален в связи с работой, ведущейся Рабочей группой ЮНСИТРАЛ по реформированию существующей системы инвестиционного арбитража. Более активное применение межгосударственного арбитража для разрешения инвестиционных споров стало бы своего рода «возвращением к истокам», поскольку первые двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций не предусматривали возможности обращения инвестора с иском к государству. Такой способ разрешения споров появился позднее и предложил альтернативу межгосударственному арбитражу, инициирование и ведение процесса в котором целиком и полностью зависели от государств, что ставило инвестора в невыгодное положение. Кроме того, в статье отмечено, что разрешение споров посредством межгосударственного арбитража не позволяет применить к этому решению нормы международных договоров о принудительном исполнении решений (таких, как Нью-Йоркская конвенция 1958 года и Вашингтонская конвенция 1965 года). Тем не менее даже при наличии таких недостатков представляется, что государства начнут более активно прибегать к этому способу разрешению споров. В качестве подтверждения можно привести иск к Армении, инициированный Азербайджаном в 2023 году в рамках Договора к Энергетической Хартии. Среди рисков «возрождения» межгосударственного арбитража подчёркивается, однако, вероятность конфликта двух указанных механизмов разрешения споров при их одновременном использовании в рамках одного международного соглашения. Одни исследователи склоняются к тому, что в таких условиях межгосударственный арбитраж разрушителен и не должен применяться вовсе, другие же настаивают на том, что наличие двух способов разрешения споров даёт возможности для диалога и предоставляет государствам равные с иностранными инвесторами права, а также большую степень контроля над толкованием инвестиционных соглашений.