Аннотация:Аннотация. В 2023 г. технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) стали доступны многим пользователям смартфонов и цифровыхуслуг. ИИ представлен в виде голосовых помощников (ГП), музыкальных рекомендаций, виртуальных ассистентов и даже в качестве психотерапевтической помощи.Такое распространение ИИ сказалось и на интересе психологов к теме взаимодействия человек–ИИ. В нашей работе, следуя традицииисследования социальных представлений Московиси [Moscovici 2015], мы рассматриваем ИИ как объект социального представления. На примере ГП мы проводим реконструкцию смыслового поля у пользователей данной технологии и предлагаем описание процесса его формирования.Исследование проходило в три этапа: свободные ассоциации, интервью и опрос.В интервью выборка составила 15 человек, в свободных ассоциациях – 168 человек (было проанализировано 3329 ассоциаций со словосочетанием «Голосовой помощник»), в опросе по методу семантического дифференциала – 800 человек. В результате анализа были полученыследующие результаты:1. Смысловое поле на данном этапе изучения представления о ГПпозитивно-нейтральное; сами ассоциации делятся на две темы: об интеллектуальных способностях и эмоциональных качествах ГП.2. В ходе анализа методом семантического дифференциала отдельно выделились три фактора: полезность, эмоциональность и юмор. Мы предполагаем, что именно в категории этих трех факторов происходит формирование представления о конкретном ГП.3. Описание самого процесса формирования представления предлагается по результатам интервью. Были выделены два основных этапав «общении» с ГП: формирование образа и взаимодействие с готовым образом.В продолжении текущей исследовательской работы планируется изучение влияния образа ГП в рамках текущей модели восприятия на различные особенности взаимодействия с ним (например, в рамках экономических решений).Ключевые слова: теория социальных представлений, искусственный интеллект, голосовой помощник, семантический дифференциал