Аннотация:В статье сравниваются изменения территориальной структуры пассажирских авиаперевозок России в 1965-1975 и 2014-2018 гг. Разработана авторская методика оценки ее изменения. Авиалинии разделены на 5 групп: связи с Москвой, Санкт-Петербургом, с аэропортами важнейших курортов, межрегиональные и внутрирегиональные. Развитие системы авиаперевозок в советский и современный периоды значительно различается как по группам, так и по общесетевым показателям - технологическим и экономическим. В советский период полицентричная структура усложнялась быстрее, чем современная моноцентричная. В современных условиях продолжается рост средней дальности перевозок, в связи с чем территориальная структура вытягивается. В структуре направлений авиаперевозок в 2010-е гг. происходили укрупнение и концентрация пассажиропотоков, что упрощает вид всей территориальной структуры авиаперевозок. В структуре пассажиропотока московских авиалиний преобладают несколько крупных направлений, у петербургских направлений сокращается доля Москвы, для межрегиональных направлений характерно развитие хабовой системы авиаперевозок. Рост пассажирооборота крупнейших авиаузлов и аэропортов происходит в том числе за счёт увеличения числа пересадочных пассажиров, структура местных авиалиний упрощается в связи с концентрацией пассажиропотоков по наиболее удалённым и/или недоступным для наземного транспорта направлениям; в ней увеличивается средняя дальность полетов.