Интеллектуальные агенты в обучении ИЯ: типология, возможности, вызовыстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:doi:10.17223/19996195/65/12 Аннотация. С момента появления искусственного интеллекта в 1950-х гг. интерес к нему претерпевал изменения на протяжении всего времени его существования, однако в настоящее время в ряде стран, в том числе в России наблюдаетсярост государственного интереса к технологиям искусственного интеллекта,нашедшим применение в различных сферах, таких как финансы, медицина и обучение.Использование искусственного интеллекта в обучении выполняет такиефункции, как, например, генерация естественного языка, персонализация обучения и прокторинг. При этом технологии искусственного интеллекта в обучениивключают в себя не только организацию образовательного процесса или созданиеучебных материалов, но и обучение иностранному языку или его изучение. Благодаря упрощению процесса создания подобных технологий, который в настоящее время в силу развития инструментов для их разработки не требует такой подготовки, как ранее, значительную роль в использовании технологий искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам играет онлайн-обучение набазе диалога.Онлайн-обучение на базе диалога предоставляет обучающимся возможностьдля развития и формирования иноязычных умений и навыков посредством взаимодействия с диалоговым агентом или ботом, которые также часто обозначаютсякак социально-интерактивные агенты и определяются как агенты, способные самостоятельно общаться с людьми и друг с другом социально разумным образомс использованием мультимодальных моделей поведения. Чат-бот является разновидностью диалоговых агентов, которые, в свою очередь, представляют собойотдельный класс диалоговых систем. В настоящее время внимание исследователей уделяется вопросам внедрения интеллектуальных агентов в обучение иностранным языкам и преодоления связанных с этим трудностей.Цель статьи состоит в теоретическом обзоре публикаций, посвященных вопросам обучения иностранным языкам посредством использования диалоговыхсистем обучения или диалоговых агентов; в типологизации используемых внастоящее время в обучении иностранным языкам интеллектуальных агентов всоответствии с предложенными ранее критериями; в описании накопившегосяопыта внедрения интеллектуальных агентов в обучение иностранным языкам свыделением преимуществ и недостатков использования определенных ботов вконкретных ситуациях; в выявлении дидактического потенциала чат-ботов какразновидности диалоговых агентов на базе технологий искусственного интеллекта; особенностей интеграции чат-ботов в процесс обучения устно-речевым иписьменно-речевых умениям обучающихся, а также умениям интеракции.