Аннотация:Статья посвящена рассмотрению категории поступка –основополагающей при изучении литературного героя. Методологическипродуктивными в этой связи оказываются достижения смежных гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, философии) в пониманиииндивида и его отношений с миром. В качестве материала для анализа выбрана проза об эпохе Большого террора, особенно репрезентативная с точки зрения эстетики индивидуально-авторского запечатления героя в экстремальных условиях. На примере «Дела Тулаева» В. Сержа и «Мнимыхвеличин» Н. Нарокова рассмотрены типы поведения нескольких группперсонажей: наделенных властью, претендующих на свободное мышлениеи заключенных. Предпринята попытка проследить соотношение внешнейи внутренней свободы героев в условиях тоталитаризма, переходя отфигур с наибольшим потенциалом возможностей к персонажам бесправным. Кроме того, внимание уделено феномену внешнего и внутреннегоконформизма как продукту эпохи, с одной стороны, и следствию сугуболичностных проявлений – с другой.