Аннотация:Статья посвящена рассмотрению реакциидвух религиозно-ориентированных философских традиций - русской и японской - на марксистское понятие "практика". Анализируя работы С.Н. Булгакова и Китаро Нисида, автор утверждает, что Булгаков, вслед за Марксом, подчеркивая в "Философии хозяйства" необходимость придавать важнейшее значение творческой способности человека преобразовывать мир, идет дальше, говоря о ноуменальности трансцендентального субъекта хозяйства. Это позволило ему создать модель хозяйства, которое всегда находится в напряженных диалогических отношениях с этически характеризуемой невидимой божественной инстанцией, функционирующей как апофатический указатель нравственной ценности экономики и истории. Японский философ Нисида в работе "Я и ты" предложил модель мироздания, согласно которой фундаментальное историческое бытие обнаруживает себя через свое "самоограничение" в качестве индивидуумов и "окружающей среды", в чем также можно заметить влияние марксизма. Однако, Нисида утверждал, что каждое мгновение в историческом времени должно быть понято как уникальный, разовый акт самоотрицания как смерть "вечного настоящего" вне временного фундаментального слоя бытия. Таким образом, несмотря на разные религиозные воззрения, Булгаков и Нисида приходят к опровержению марксистского монизма и к пониманию необходимости религиозно-нравственного измерения истории.