Карьерные траектории выпускников российских вузов естественнонаучного и гуманитарного направлений подготовкистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 5 июня 2024 г.
Аннотация:Введение. На процесс профессионального становления молодежи оказывают влияние глобальные процессы:цифровизации, модернизации института образования, появление новых междисциплинарных научных областей,развитие новых каналов социальной мобильности, появление новых профессий и др. Это влияние можетпроявляться в несовпадении желаемой трудовой и образовательной карьерной траектории с фактической,из-за чего у выпускников вузов теряются жизненные ориентиры, повышается уровень неудовлетворенностиполученной профессией и карьерой. Цель статьи – выявить специфические особенности формированиякарьерных траекторий выпускников вузов, получивших образование по естественнонаучным и гуманитарнымнаправлениям подготовки.Материалы и методы. Для реализации поставленной цели был проведен анкетный онлайн-опрос, вкотором приняли участие 252 выпускника разных лет 32 российских вузов естественнонаучных и гуманитарныхнаправлений подготовки. Для обработки данных применялся корреляционный анализ критерий t-Стьюдента (p=0,05), факторный анализ, контент-анализ.Результаты. Определены особенности формирования карьерных траекторий: оценка востребованностизнаний и навыков на рынке труда у выпускников естественнонаучных факультетов после бакалавриата выше,чем у выпускников гуманитарных направлений (7,17 по ср. с 5,75); планируют работать/продолжать работатьпо специальности, полученной в бакалавриате, чаще выпускники естественнонаучных факультетов (71,6 по ср. с43,1), имеют более отдаленный горизонт планирования (на несколько лет) 67,9% выпускников естественнонаучныхфакультетов (по ср. с 32,1%); продолжают трудовую династию 26% «технарей» (по ср. с 6%); значимыми ценностямидля выпускников гуманитарных направлений выступают «гармония личной жизни и карьеры» (4,49 по ср. 4,01),«общественное признание» (3,42 по ср. 2,95) и «эмоциональное здоровье» (4,52 по ср. 4,11), в то время какдля «технарей» возможность реализации своих предпринимательских способностей более значима (3,2 по ср.2,75). «Гуманитарии» по сравнению с «технарями» потенциально более готовы к саббатикалу (3,46 по ср. 2,78),дауншифтингу (2,65 по ср. 2,18) и релокации (3,40 по ср. 2,73). У выпускников гуманитарных факультетов быловыявлено четыре типа карьерных траектории (посредством метода вращения – Варимакс): сбалансированныймультипотенциальный, стагнирующий неопределенный, инновационный и альтруистического эскапизма. Увыпускников естественнонаучных направлений подготовки дифференциации карьерных ориентаций не выявлено.Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что выпускники естественнонаучныхфакультетов имеют больше возможностей трудоустройства в силу соответствия вузовской подготовкитребованиям работодателей. У выпускников гуманитарных факультетов карьерная траектория более вариативная,нестабильная, имеет флуктуирующий характер и связана, прежде всего, с горизонтальной мобильностью, в товремя как у выпускников естественнонаучных факультетов карьерная траектория менее вариативная и имеетбольшую тенденцию к восходящей.