Аннотация:Аннотация.
Научной основой исследования явилось положение, что вербальная и невербальная самопрезентация (феномен самопредставления) старших дошкольников с нарушениями речи имеет свою специфику, обусловленную наличием речевого нарушения и особенностями личностного становления этих детей. Целью настоящей работы стало изучение особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в подготовительной группе коррекционного детского сада и имеющих нарушения речи. В эмпирико-экспериментальной части исследования было проведено изучение способности и умения детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, к вербальному и невербальному представлению самих себя окружающим людям. Были выявлены основные истоки имеющихся у этих детей проблем самопрезентации. Базовым фактором здесь выступила слабая психосоциальная сформированность самопрезентации старших дошкольников с нарушениями речи. Исследование показало, что это обусловлено слабой степенью опосредствования речью психосоциальных смысловых аспектов личности. Выяснилось, что используемый старшими дошкольниками лексикон не несет той смысловой нагрузки, которая необходима детям для эффективного самопредставления окружающим людям. Была проведена психокоррекционная программа с группой детей 5-6 лет, имеющих нарушения речи, направленная на формирование у них знаний о самих себе, познавательных и речевых умений и навыков самопредставления и самопрезентации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ, НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ДЕТСКИЙ САД, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА.