Эмоциональные состояния представителей творческих профессий (музыкантов) в ходе выступления и при подготовке к нему: исследование некоторых теоретических и практических аспектов проблемыстатья
Аннотация:Автор статьи ставит перед собой цель определить основные эмоциональные состояния, присущие представителям творческих профессий в ходевыступления и при подготовке к нему. Научная новизна статьи обусловлена слабой изученностью указанной проблемы, несмотря на постоянно растущий в ряде научных работ интерес к природе творчества. Автор вводит свое исследование в исторический контекст и указывает на необходимость выработки особого подхода к запросам творческих людей,анализирует различные классификации эмоциональных состояний и предлагает оптимальную в приложении к изучаемой выборке. Наибольшее внимание уделяется изучению эмоциональных состояний, переживаемых испытуемыми смешанных по параметру пола(музыканты 18–25 и 26–40 лет) групп, в ситуациях, прямо противоположных с точки зренияуспеха/неуспеха. Полученные результаты свидетельствуют о распространенности довольноинтенсивных переживаний, среди которых занимают особое положение состояние "Потока",счастье, чувство всемогущества, существенно повышающие уровень самооценки, но редкосохраняющиеся продолжительное время (при удачном выступлении), и стыд, гнев, направленный на себя (при неудачном выступлении). Кроме того, была выявлена положительная корреляция между степенью ориентации на внешнюю оценку деятельностимузыканта и интенсивностью испытываемых им эмоций. Например, неудачное выступление, где присутствовал элемент оценки, будет восприниматься хуже, чем то, за которым значимые для музыканта профессионалы не наблюдали. При этом девушки чаще в ситуации фрустрации были подвержены стыду и аутоагрессии, чем молодые люди, для которых эмоциональнымответом на неуспех нередко становилось разочарование. Тем не менее, автор приводит данные,на основе которых делает вывод о более успешной работе с фрустрацией среди девушек, чемсреди молодых людей.