Влияние внешних факторов на информационные потребности педагогов общего образованиястатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Введение. Проблема информационных дефицитов в ситуации тотальной цифровизации и интенсификации коммуникационных процессов приобрела новое звучание. Сфера образования становится не только местом зарождения новых моделей работы с информацией и предиктором успешности в информационном мире, но и полем для актуализации информационного неравенства. Информационный разрыв между отдельными социо-демографическими группами педагогов может не только закрепить информационное неравенство внутри одной профессиональной группой, но и повлиять на деятельность всей системы образования и ее результаты, усугубляя другие формы неравенства в обществе. Цель исследования: изучение влияния внешних по отношению к системе образования факторов на информационные потребности и дефициты педагогов общего образования.Материалы и методы. Эмпирическую основу исследования составили результаты дистанционного опроса 29393 педагогов общего образования из 80 субъектов РФ в апреле 2022 года. В анкете использовались как закрытые, так и открытые вопросы, что дало возможность использовать для анализа не только инструменты математической статистики, в том числе дескриптивный анализ, но и методы семантического анализа, включая типизацию.Результаты. В ходе исследования было выявлено влияние внешних по отношению к системе образования факторов на уровень и структуру информационных дефицитов педагогов общего образования. По мнению респондентов, внешние факторы влияют как на деятельность системы образования в целом (88,1%), так и на профессиональную деятельность каждого педагога (77,0%), определяя востребованность той или иной информации. Исследование зафиксировало наличие у педагогов как осознанного, предъявляемого, так и скрытого, неосознанного информационного запроса. Так об отсутствии в апреле 2022 года у себя информационных дефицитов, связанных с использованием ИКТ, заявило 49,9% педагогов общего образования, при этом в ходе оценки востребованности информации по конкретным направлениям, связанным с ИКТ, лишь 22,7% участников опроса ответило, что вопросов, связанных с использованием ИК-инфраструктуры и программного обеспечения, в 2022 году не возникало. Зафиксированные информационные дефициты педагогов общего образования, возникшие под влиянием внешних факторов, касались различных аспектов профессиональной деятельности, таких как изменения в содержании образовательного и учебно-воспитательного процесса, ИКТ сопровождение образовательной деятельности и возможности психологической помощи и эмоциональной поддержки работникам сферы образования и/или учащимся.Заключение. Ключевыми факторами, обостряющими информационный разрыв у педагогов общего образования России и ведущими к информационному неравенству, согласно результатам исследования, являются территориальный и поселенческий фактор, профессиональная специализация и возраст.