Аннотация:Любое государство, независимо от типа власти, тем или иным образом, более или менее интенсивно использует систему ритуалов в различных контекстах и в разных областях своей практики. Во все исторические периоды ритуалы были неотъемлемым атрибутом деятельности государства, специфическим механизмом управления обществом. По заключению Ф. Уэбстера: «везде национальные государства в большей или меньшей степени влияют на идентичность отдельного человека, конструируя для него мифологическое прошлое из легенд и литературных образов, поддерживая традиции и праздники, культивируя обычаи» . Однако существуют периоды, когда ритуализация политической жизни достигает своего апогея. Даже сегодня, когда тоталитарное прошлое все в большей мере отдаляется от нас и представители молодого поколения часто не могут отличить реалии тоталитарных режимов от того, что было в более ранние эпохи (Сталин становится в один ряд с Нероном и Иваном Грозным), все же при упоминании о государственных ритуалах первое, что возникает сознании многих - это факельные шествия в нацисткой Германии и парады физкультурников на Красной площади в Москве. Именно тоталитарные режимы как никакие другие смогли поставить ритуалы - эти, казалось бы, атрибуты доиндустриального мира и мифологического восприятия мира - на службу своей идеологии. С их помощью укреплялось государственное устройство, структурировалась общественная и частная жизнь граждан, формировались жизненные стратегии людей и их стереотипы восприятия действительности.
Как ни странно, в настоящее время изучение ритуалов советской эпохи приобретает новую значимость в условиях все большей и большей ритуализации внутрикорпоративной жизни значительного количества отечественных организаций. Корпоративные вечеринки и конкурсы красоты среди сотрудниц, награждения различными званиями и спортивные мероприятия, празднования юбилей руководителей и всякого рода тим-билдинги – все это и многое другое стало неотъемлемыми чертами жизни современных корпораций. Многие люди при этом радуются тому, что компания перестает быть безличным пространством, предназначенным исключительно для работы. Ритуалы часто мыслятся как некоторое средство гуманизации трудовой жизни и внутрикорпоративных отношений. Теоретики корпоративной культуры воспевают подобные мероприятия, говоря о том, что с их помощью менеджмент компании вступает в новую эру взаимоотношений с работниками. Последние приобщаются к целям организации, более свободно коммуницируют друг с другом, готовы проявлять инициативу и прилагать все свои силы, для того, чтобы их компания жила лучше. Все это хорошо, но стоит задаться вопросом, ничего ли это вам не напоминает?