Аннотация:http://www.tserkov.info/conf/?ID=4736
В XIX в. святитель Филарет (Дроздов) закрепляет катехизически ряд положений касательно хозяйственной деятельности христиан в мире сем, имеющих Евангельские корни и развивавшихся до него богословской мыслью как на Православном Востоке, так и на отечественной почве:
• достаточность необходимого для жизни с преданием остального воле Божьей, “и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано — не заботиться об этом”;
• нищета духом как основа христианского бытия, причем под нищетой духа святитель понимает, в частности, “духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог”;
• бескачественность нищеты и богатства (поскольку православная аскетика предполагает, что материальное богатство как таковое — явление инертное, бескачественное; качественную же определенность ему придают способ и цели его использования);
• недопустимость корыстолюбия и любостяжания как идолопоклонства, необходимость щедрости как одного из условий праведной жизни.
С переходом к капитализму меняется телеология общественного воспроизводства в целом. Современную хозяйственную деятельность меньше всего интересуют ее последствия для Царства Небесного. Царству земному интересны только проблемы эффективности хозяйства. При этом чем активнее развивается капиталистическое хозяйство, тем меньше остается в нем места для Церкви как общественного института.
Общая причина современного экономического упадка кроется, по всей видимости, в том, что бьио ясно уже в евангельские времена. Приведем несколько определений отцов-аскетов: “Оскуцела истина, и ложь покрыла землю” (Ефрем Сирии), грех “превратился в привычку” (Макарий Великий), “мир страждет недугом порока и не знает того” (Макарий Великий). А, как известно, и “грех по неведению не остается безнаказанным” (Василий Великий).
Связь структурного кризиса в России и предшествующих ему экономических событий с указанной установкой — непосредственная.
Воспользуемся словами преп. Ефрема Сирина: “Оттого и умножилось зло, что уничижается нами Бог”. Мы не будем вдаваться в детальный разбор данной мысли. События ближайшего прошлого вполне серьезно ее доказывают.
Уничижение Бога — повседневное, подчас незаметное для сознания, мы выделили бы как одну из основных причин того общего кризиса, который переживает Россия.
Еще одна из причин, на наш взгляд, — нарастающее своеволие. А из аскетики известно: “Кто ходит в своей воле, тому Бог ни в чем не подаст помощи” (Антоний Великий).
Церкви необходима социальная активность — это вопрос несомненный, хотя нужно иметь в виду, что “христианское решение социальных проблем никогда не может быть ни абсолютным, ни совершенным, пока не пришел Последний День, и что христианин считает это несовершенство нормальным, хотя и не примиряется с ним, так как он знает, что Парусия в конце концов наступит”. В то же время социальная активность Церкви должна восприниматься вне политического контекста.