Аннотация:В рамках исследования рассмотрены особенности рецепции национальных культурных кодов в эпических произведениях белорусской литературы периода 1990–2020-х годов. Исследование проблемы национальных кодов в литературе обусловлено междисциплинарными задачами современного гуманитаризма, общественным запросом, потому что использование культурных кодов в художественном произведении позволяет при минимальной экспликации достичь определенного эффекта воздействия на реципиента, при этом их наличие проявляется в релевантности образов, мотивов художественного произведения элементам картины мира, накопленным в памяти читателя. Впервые в отечественном литературоведении предложены подходы к определению понятия «национальный культурный код», рассматриваемого как семиотическая единица, являющаяся носителем глубинного историко-культурного смысла, с помощью которого определяются социальные, экономические, геополитические, культурные особенности, специфика национального мировоззрения, модели поведения представителей определенной нации или населения страны в целом, в литературоведении рассматривается в рамках семиотического подхода. Определены и охарактеризованы различные виды кодов. На примере эпических произведений В. Гниломёдова, И. Шамякина, К. Цвирки, А. Федоренко, А. Козлова, В. Гавриловича, Я. Сипакова и других белорусских писателей рассмотрены особенности национальной мировоззренческой позиции по вопросу национальной идентичности, при показе которой художники слова обращаются к культурным кодам.