Аннотация:Статья, первую часть которой представляет данная публикация, посвящена сообщению XIX главы «Хроники» Иоанна, епископа города Никиу в Дельте Нила (VII в. н.э.), сохра-нившейся в средневековой версии на языке геэз. Согласно нему, три великие пирамиды в районе Мемфиса были выстроены одним царем, причем это строительство сопровож-далось тяжелым угнетением его подданных и его неприглядными поступками (в этом Иоанн повторяет известия Геродота). Особенно привлекает внимание информация о том, что этот царь «заставил египтян почитать солнце». Как представляется, Иоанн воспользовался египетской традицией, сохранившей реминисценции о том, что при царях IV династии сложилось представление о верховном солнечном боге Ра – отце земного сакрального царя-ритуалиста, обладающего тождественной с ним природой («младшего солнца», в формулировке О.Д. Берлева). Вместе с тем в египтологии существует мнение, что почитание бога Ра берет начало значительно раньше, по крайней мере со II династии (см. в особенности монографию И. Каля 2007 г.). В статье анализируются два аргумента в пользу данного тезиса. (I) Согласно интерпретации И. Каля, на фраг-менте сосуда BM EA 35556 фиксируется не только Хорово имя с иероглифом «солнце», но и личное имя царя «Унег», что позволяет отнести их к одному и тому же царю и уве-ренно читать первое имя как «Ра – господин (мой)», так как второе имеет солярные кон-нотации в Текстах пирамид. Однако для имени «Унег» возможна и другая интерпрета-ция, а Хоровы имена первых династий не содержат имен богов, что приводит к понима-нию данного имени как «Владыка солнца». (II) Откаты печатей Перибсена с изображе-нием животного Сета и солнечного диска фиксируют не новый образ бога Сета-Ра, а идею воплощения солнечной природы собственно в боге Сете.