Аннотация:Цель исследования - получить объективную информацию, обычно не учитываемую в официальных документах, которая, возможно, поможет улучшить результаты обучения и снизить необоснованные затраты государства при подготовке медицинских кадров.Материал и методы. Студентами и преподавателями совместно была разработана онлайн-анкета. В анкетировании приняли участие 454 студента медицинских вузов и медицинских факультетов из разных городов РФ. В статье были обсуждены следующие вопросы и их взаимосвязь между собой: балл ЕГЭ при поступлении, довузовский "анамнез" студентов, образование и работа родителей, от чего зависят успехи учебы, вопросы учебной нагрузки и соответствия университетских требований возможностям и способностям, а также абитуриентским ожиданиям. Особое внимание в данной работе уделено оценке студентами качества образования, в том числе теоретического и практического, самооценке уверенности владения практическими навыками на манекенах, симуляторах и человеке. Кроме того, обсуждены вопросы внеучебной деятельности молодежи и аспекты будущей работы.Выводы. 1) Для повышения эффективности высшего медицинского образования и оптимизации затрачиваемых на это финансовых средств необходимо разрабатывать пути реализации персональных траекторий в вузовском обучении. 2) Целесообразно активизировать проведение молодежной политики, направленной на укрепление гражданской позиции студентов. 3) Высокий уровень неудовлетворенности студентов практической частью образования наряду с низкой самооценкой уверенности при демонстрации врачебных и доврачебных навыков обусловливает необходимость пересмотреть структуру и географию проведения производственной практики. 4) При ограниченной возможности получения практического опыта на человеке целесообразно максимально широко использовать медицинские симуляторы на семинарских занятиях, добиваясь свободного владения всеми практическими навыками, необходимыми для осмотра пациента, диагностики и оказания экстренной доврачебной и врачебной помощи.