Аннотация:В статье выделяются ключевые принципы организации выставочной де- ятельности в СССР и рассматривается их реализация в проектах националь- ного павильона на биеннале в Венеции. Советский павильон в начале ис- следуемого периода организуется по принципу всесоюзных выставок: с по- мощью групповых выставок демонстрируется национальное и культурное многообразие страны, преемственность поколений. Представляются различ- ные виды изобразительного искусства, прославляющие идеалы социализма. В дальнейшем политические изменения в стране находят отражение в экспо- зиции национального павильона. Продвижение советского реалистического искусства происходит более мягкими методами культурной политики, уси- ливается ориентация на вкусы зрителей и подстройка под формат биеннале. Критическая риторика становится менее резкой, проводятся персональные выставки некогда запрещенных авангардистов. Происходит всё более замет- ная интеграция в общеевропейский художественный контекст. Кульминации эта тенденция достигла на биеннале 1990 года, когда в советском павильоне экспонировалась работа Роберта Раушенберга – представителя некогда враж- дебного искусства поп-арта. Для этой выставки молодые отечественные ху- дожники создали работы – оммажи Раушенбергу.
Венецианская биеннале рассматривается как художественное, экономи- ческое и политическое событие. Анализируется роль идеологии в междуна- родных художественных выставках. Показано, что идеологический аспект выражен не только в проектах социалистических стран, которые принято считать частью пропаганды. Довольно отчетливо он прослеживается и в западных кураторских проектах. С помощью анализа архивных материа- лов, интервью и статей воссоздается система отбора экспонатов и методы проведения культурной политики посредством биеннале.