Аннотация:В условиях исключенности из официальной выставочной культуры, в кругу советского андеграунда формируется практика квартирных выставок и бесед. Тема искусства вне музея ставит ряд вопросов, редко затрагиваемых в современном искусствоведении. Исследование приватных пространств как альтернативы музеям актуально как для истории развития советского неофициального искусства, так и с точки зрения исследования вопросов теории и философии искусства. Мастерские или квартиры художников становится центрами для формирования интеллектуальных и эстетических векторов, вомного определивших дальнейшее развитие искусства и выставочной практики. Такой формат требует от автора поиска новых художественных форм и способов репрезентации произведения. Изолированность и приватность обуславливают зарождение новых художественных жанров (в частности, формата альбомов и тотальных инсталляций в творчестве московских концептуалистов). Отсутствие дистанции между автором, произведением и зрителем, ограниченная архитектура комнаты, квартиры и в то же время безраздельно принадлежащее автору право формировать пространство домашней выставки – все эти факторы создают уникальный художественный ландшафт. Формируется тип художника-куратора, полностью ответственного как за произведение, так и за его репрезентацию. Таким образом именно в лоне неофициальной культуры можно отследить черты зарождения первых кураторских проектов.