Аннотация:В центре внимания авторов статьи - новейшие образовательные технологии и форматы в сфере искусства и дизайна, среди которых наиболее перспективными являются различные практикоориентированные аспирантуры. Сегодня, по мнению авторов, традиционные образовательные программы не отвечают потребностям smart-общества, в котором доминируют информация, технологии и креативность. Новые форматы аспирантских программ призваны актуализировать профессиональную направленность обучения, сформировать синтез теории и практики, установив принципы конвергентного образования. Задача инновационных образовательных программ - в закреплении исследовательских и практических / прикладных навыков, в соединении теоретических наработок и практических форм их репрезентации. Авторы размышляют о том, как меняются образовательные и академические стандарты в условиях возрастающего интереса к проектным формам и практическим исследованиям, анализируют предысторию формирования проектных сфер деятельности в арт- и дизайнобразовании. Скрупулёзное изучение международного опыта и анализ программ аспирантских европейских школ в сфере искусства и дизайна позволяют им сделать обобщения и подробно рассмотреть такой трек аспирантуры, как PhD в формате практических исследований. Сегодня в условиях диверсификации моделей аспирантской подготовки и расширения образовательных моделей привычная аспирантская классификация «преподаватель-исследователь», по мнению авторов статьи, уже устарела. Практико-ориентированные бакалаврские и магистерские программы в области искусства и дизайна, которые становятся важным ресурсом для открытия инновационных аспирантских программ, ориентированы на прикладные исследования, эффективность реализации которых является неоспоримым фактом. Формат практико-ориентированной аспирантуры сегодня является предметом академических дискуссий и свидетельствует о переформатировании прежних представлений о стандартах послевузовского обучения. В пространстве образовательных и академических моделей обучения сегодня аннулируется дихотомия теории и практики, а практические исследования объединяют методологию научных и практических результатов. Важнейшим инструментом развития интегративной методологии становятся разные кейсы практических исследований, эффективность реализации которых во многом зависит от установки руковоческих образовательных форматов. В статье представлен краткий обзор основных дискуссионных платформ по проблемам практико-ориентированных аспирантских программ, в научный оборот вводится большой пласт иноязычных источников, в которых исследуются зарождающийся феномен и разнообразные модели практических исследований.