Аннотация:Предметом исследования выступают особенности организационно-правового регулирования деятельности местных органов власти в годы НЭПа. В период 1920-х гг. в РСФСР шел процесс активного государственного строительства – опытным путем определялись границы регионов, вырабатывались принципы, методы и механизмы работы местных органов власти, определялась структура и иерархия местных учреждений, их функции, а также решался вопрос о степени централизации финансовой сферы. Перспективным представляется проведение комплексного исследования, базирующегося на концепциях исторического институционализма(Д. Норт, Д. Аджемоглу, Д. Робинсон и др.). В рамка данного направления возможно проследить процесс институционализации отдельных управленческих структур, изучить механизмы их взаимодействия и принятия решений, оценить роль формальных и неформальных институтов на местах. Ключевые выводы были сделаны на основе анализа советского законодательства, местного делопроизводства и стенограмм заседаний Всероссийского Съезда Советов с позиций исторического институционализма. Так, специфика советского института законотворчества, спешка в вопросах государственного строительства в РСФСР в 1920-е гг., дуализм власти на местах, действие принципа «двойного подчинения» и «механизма защиты местных интересов» создавали условия для: 1) нарастания конфликтного потенциала в сфере управления (взаимоконтроля, наложения полномочий и интересов различных акторов регионального развития, появления спорных зон ответственности, бесхозяйственности, саботажа решений вышестоящих властей); 2) выстраивания полуформальных (оказание взаимовыгодных услуг, введение самочинных налогов, оформление системы взаимоотношений «донор-реципиент») и неформальных институтов (системы личных связей), призванных компенсировать недостатки системы и стабилизировать ее; 3) а также сохранения потенциала для «маятникового колебания» системы от децентрализации к централизации на всем протяжении НЭПа.