Аннотация:Ольга Владимировна Тихонова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Этнические аудиовизуальные СМИ России в сетевом пространстве
О специфике размещения в Интернете контента государственных телерадиокомпаний в республиках Российской Федерации на примере Татарстана, Башкортостана и Чувашии; о жанровых и тематических особенностях программ на русском и национальном языках.
Ключевые слова: телевидение, радио, Интернет, Россия, республика.
Olga Vladimirovna Tikhonova
Faculty of Journalism Lomonosov Moscow State University
Russian ethnic audiovisual media in the web
The article is dedicated to specifics of web publishing of state TV and radio broadcasting companies’ content illustrated by examples of Tatarstan, Bashkortostan, and Chuvashia; to genre and theme features of programmes in Russian and local languages.
Key words: television, radio, Internet, Russia, republic.
Изучение аудиовизуальных средств массовой информации, выходящих в республиках Российской Федерации на национальных языках, проводится в рамках научно-исследовательского проекта факультета журналистики МГУ «Атлас этнических СМИ России» с целью – методом контент-анализа выявить жанрово-тематическое своеобразие журналистского эфирного контента.
Научное внимание обращено на СМИ трех субъектов РФ в Приволжском федеральном округе, отличающихся активным медиаполем и сопоставимой аудиторией – Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики. В окончательную выборку включены основные государственные теле- и радиокомпании: ГТРК «Татарстан» (г. Казань), ГТРК «Башкортостан» (г. Уфа) и ГТРК «Чувашия» (г. Чебоксары), учредителем которых является крупнейший российский медиахолдинг ФГУП ВГТРК.
Интернет-платформы его региональных филиалов поддерживаются мультимедийными порталами с обширным видео- и аудиоархивом материалов разных жанров и тематики в формате датированного рубрикатора. Данный эфирный массив и составляет эмпирическую базу качественного исследования выбранных этнических аудиовизуальных СМИ. Отсутствие на сайтах ГТРК текстовых расшифровок программ, почти в каждом случае – кратких анонсов, а в некоторых – перевода названий проектов на этнических языках значительно увеличивают время проведения исследования. Еженедельные программы теле- и радиопередач, размещаемые в специальных разделах, не архивируются, а это помогло бы получить более точное процентное соотношение передач на русском и национальном языках, присутствующих а) в Интернете и б) в эфире телеканала или радиостанции. Разрешение ситуации возможно путем запроса в редакции.
Хронологические рамки указанного исследования датированы 19 сентября – 2 октября 2016 г., т.е. периодом, непосредственно связанным с началом теле- и радиосезона и, к тому же, проведением накануне – 18 сентября – единого дня голосования в стране. После участия в таких выборах разного уровня внимание целевой теле- и радиоаудитории активизируется. В связи с этим программная политика многих телерадиокомпаний ориентирована на обновленный в жанрово-форматном и тематическом плане контент, отвечающий интересам и запросам зрителей и слушателей.
Из аудиовизуального «семейства» ВГТРК в итоговую выборку проекта «Атлас этнических СМИ России» вошли телеканал «Россия 1» и «Радио Россия»: лишь их программы выходят не только на русском языке, но и языке преобладающей этнической группы (татарском, башкирском и чувашском в соответствующих республиках).
Cреди передач теле- и радиоэфира – как информационные, аналитические, социально-экономические, культурно-просветительские, так и спортивные, развлекательные. Немало теле- и радиопроектов, посвященных национальным обрядам, кухне, традициям, простым людям и способствующих сохранению обычаев и языков многонациональных регионов страны, выходит при поддержке Республиканских агентств по печати и массовым коммуникациям и готовятся специальными редакциями / службой национального вещания – структурными подразделениями ГТРК.
Программы на национальном языке самостоятельны, самобытны, своеобразны и не дублируют передачи на русском языке и наоборот. В качестве примера – воскресный утренний часовой радиожурнал «Между Волгой и Уралом», уникальный интернациональный проект семи республик: Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл и Коми.
Контент на телевидении и радио представлен программами, в структуре которых используются материалы других различных жанров (видеосюжет / радиокорреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, зарисовка и др.), поэтому специально разработанный для качественного исследования кодификатор этнических СМИ предполагает фиксацию информации о жанре, тематике и теме не только программ, но и их составляющих журналистских материалов. Будут отмечены выразительные средства (языковая специфика в кадре, особенности закадрового текста и голоса, монтажа, «иллюстраций» – документальных записей, музыки, фоторяда, инфографики и др.).