Место издания:Издательство Межрегионального совета по науке и технологиям Миасс
Аннотация:В работе рассмотрены различные новые нетрадиционные способы снижения аэродинамического сопротивления тел вращения. Исследованы комбинированные способы воздействия на пограничный слой либо на ближний след, включающие теплоподвод и горение при числах Маха М1=3 и М1=6. Получены и проанализированы зависимости снижения донного сопротивления от основных параметров потока и параметров теплоподвода и тепломассоподвода в различных конструктивных схемах. Организация горения вблизи дна тела вращения и вблизи горла ближнего следа традиционного гетерогенного пиротехнического состава (ПС) с применением конструктивных элементов, реализующих вдув продуктов сгорания под углом к невозмущенному потоку, обеспечивает снижение донного сопротивления до ~ 80% от исходного.
Различный по своей природе теплоподвод, создаваемый тепловыделяющим элементом (ТВЭЛ) и безгазовым ПС, позволяет увеличить донное давление от 15 % до 18%. Подвод тепла в ближний след энергетически более эффективен и позволяет снизить донное сопротивление при относительно меньших расходах тепла (в 1,2 - 2,5 раза), чем при его подводе на боковую поверхность тела вращения; ТВЭЛ более рационально использует энергетические возможности теплоподвода. Установлено, что роль теплового фактора в общем уровне повышения донного давления достигает 45%.
Проведена разработка донных тепловых генераторов (ДТГ), способных создавать донную тягу по схеме частичного подвода тепловой энергии на боковую поверхность кормовой части тела вращения. Предложены и экспериментально обоснованы модели ДТГ с установленными магнитами-кольцами (в полости либо на кормовой части) и горением ВСМП. Установлено, что при выдуве термитной пылевой плазмы в донную область тела вращения при наличии магнитного поля наблюдается увеличение донного давления в 3.2 раза по сравнению ДТГ с ТВЭЛ.