Аннотация:Рост рыночной стоимости подобных компаний зачастую происходил еще до того, как компании сумели выйти на значительные фактические объемы прибыли от коммерциализации продуктовых и процессных инноваций. Одной из главных причин значительного роста стоимости электронных компаний являлись финансовые спекуляции на фондовом рынке, прежде всего в специализированной фондовой системе электронной торговли NASDAQ. В результате в 90-е годы XX века на Западе наблюдался феномен перенакопления в сфере электронного бизнеса, результатом которого стало освоение глобальных проектов в сфере информационных технологий в условиях финансового бума. К концу второго этапа развития электронного бизнеса в высокотехнологичных отраслях новой экономики темпы роста рыночной капитализации оказались значительно выше, чем в отраслях традиционной экономики. Неконтролируемое саморазрастание капитализации привело к обвалу биржевых индексов, выступающих в качестве фундаментальных индикаторов состояния электронных компаний.
На третьем этапе развития электронного бизнеса наблюдалось падение инвестиционной привлекательности и кризис ликвидности электронных компаний, несмотря на то, что объем продаж уже достаточно крупных электронных компаний все еще возрастал. К концу третьего этапа развития электронного бизнеса темпы роста рыночной капитализации и объемы инвестированного венчурного капитала практически вернулись к показателям начала второго этапа развития.
С 2003 года началась постепенная стабилизация развития электронного бизнеса, что позволило нам выделить четвертый этап эволюции электронного бизнеса. Рост числа пользователей Интернет и распространение выделенных линий, как в США, так и в Европе привел к тому, что индустрия Интернет стала массовой технологией для десятков миллионов пользователей по всему миру. После нескольких лет спада начинается постепенный рост инвестиционной привлекательности электронного бизнеса, прежде всего лидеров отрасли, сформировавших рыночную нишу, где они могут успешно работать и, соответственно, обеспечивать хорошую отдачу инвестиций. С начала 2003 года отмечается рост рыночной капитализации компаний электронного бизнеса на рынках США, Европы и Азии. Число компаний на электронных рынках растет стабильными темпами в отличие от периода скачкообразного роста 1995-98 гг. Стабилизация развития электронного бизнеса является реакцией на смену приоритетов в финансово-экономических показателях, характеризующих стратегическое положение компаний электронного бизнеса на рынках, и означает победу традиционных критериев оценки результативности бизнеса на основе доходности, ликвидности и риска над виртуальными критериями эпохи финансового бума.
Что же повлияло на возникновение кризиса электронного бизнеса? На наш взгляд, причина прежде всего, в кардинальной перемене ожиданий по поводу изменения текущей стоимости компаний электронного бизнеса в будущем.
Наглядным примером влияния ожиданий на стоимость может служить ситуация с банкротством одной из крупнейших энергетических компаний США Enron Corp. в 2001 г. Еще в феврале 2001 года рыночная стоимость Enron оценивалась в 60 миллиардов долл. США. С середины октября 2001 года стоимость акций Enron упала более чем на 99%, и уже в начале декабря компания объявила о своем банкротстве. Новости о крахе концерна повлекли за собой падение основных мировых фондовых рынков, нанеся особенно тяжелый удар по банковскому сектору США и Великобритании, и сыграли не последнюю роль в причине кризиса в Силиконовой долине, повлекшем за собой падение индексов Dow Jones и NASDAQ. Подобных примеров можно привести множество, и хотя все они различаются в каких-то деталях, по сути, они демонстрируют одну и туже ситуацию - в определенный момент времени начинается значительное и стремительное падение стоимости бизнеса. «Обвал» рыночной стоимости компаний электронного бизнеса в 2000 г напоминал падение воды в гигантском водопаде.
Кризис компаний электронного бизнеса в 2000 году знаменовал собой вступление американской, а вслед за ней и мировой экономики в полосу неравновесия. Отдельные ученые ставят под сомнение саму идею возможности достижения равновесия в условиях финансовой экономики. Дж. Сорос пишет: «Очевидно, что попытки объяснить поведение финансовых рынков и макроэкономических событий посредством анализа равновесия нельзя считать успешными. Но именно это и пыталась делать экономическая теория, когда приписывала все проявления неравновесного состояния шоковым влиянием извне».
Стремительное и значительное падение стоимости компаний электронного бизнеса, объясняется, прежде всего, кардинальной переменой ожиданий по поводу изменений рыночной стоимости бизнеса в будущем и наличием рефлексии инвесторов, обеспечивающей воздействие этих ожиданий на стоимость. Слова автора концепции рефлексии Дж. Сороса как нельзя точно отражают суть дела: «Наши ожидания будущих событий не являются пассивными в отношении самих этих событий, они могут измениться в любой момент, изменяя при этом результат». Это означает, что необходимы новые теории определения стоимости активов, учитывающие модификацию стоимости.
Однако определяется ли стоимость компаний электронного бизнеса исключительно ожиданиями? Виднейшие представители научной экономической мысли Ф. Модильяни и М. Миллер в своих знаменитых работах «Сколько стоит фирма? Теорема ММ», по сути, абсолютизировали влияние ожиданий на стоимость бизнеса. Их позицию концептуально можно отразить следующей формулой:
, где
• – стоимость бизнеса;
• E – ожидания по поводу изменения текущей стоимости бизнеса в будущем.
Оценка деятельности компаний электронного бизнеса производилась инвесторами, финансовыми аналитиками, собственниками и другими экономическими агентами исходя из ожиданий многократного роста оборота и выручки уже в ближайшие годы. При этом доля рынка как показателя эффективности, доходности работы компании преобладала перед показателями прибыли.
Несмотря на значительность научного авторитета Ф. Модильяни и М. Миллера, можно обнаружить диаметрально противоположный взгляд на оценку бизнеса, по сути, заключающейся в абсолютизации влияния на стоимость бизнеса его бесконечной стоимости. Данная позиция может быть выражена с помощью следующей формулы:
, где
• – стоимость бизнеса;
• U – бесконечная стоимость бизнеса, основанная на принципе бесконечно работающей фирмы. Данный принцип позволяет дать реалистичную оценку вероятности удержания сегодняшних параметров оборота и доходности бизнеса.
На наш взгляд, анализ влияния ожиданий на оценки стоимости лучше многих удался одному из крупнейших финансистов и исследователей нашего времени Дж. Соросу с позиций его теории рефлексивности. Если за исходное условие принять постулат классической экономии, что рынок всегда прав, то это означает, что рыночные цены стремятся правильно компенсировать будущие изменения, даже когда не ясно, как будут выглядеть эти изменения. Однако, считает Сорос, рыночные цены всегда неверны в том смысле, что они отражают взгляд на будущее, основанный на предпочтениях. Из этого следует, что не ожидания отвечают будущему ходу событий, а будущие события формируются этими ожиданиями. Восприятие участников рынка по самой своей природе уже содержит ошибку по причине несовершенного знания. В результате возникает двухсторонняя рефлексивная связь между ошибочным восприятием стоимости компаний электронного бизнеса и действительным ходом событий, а продуктом этой взаимосвязи является возникновение на рынке превалирующего предпочтения, которое влияет на фундаментальные условия развития компаний электронного бизнеса.
Г. Минс и Д. Шнайдер утверждают: «Капитализация мировых рынков капитала возросла с 1980 г. по 1999 г. с 2 до 20 трлн. долл. Но будущий рост капитализации будет уже экспоненциальным». Те же авторы прогнозируют через 8-10 лет капитализацию в 200 трлн. долл., а рост индекса Dow Jones с нынешних 10000 до 100000.
А какая же модель бизнеса становится предпочтительной? Те же авторы утверждают: «Руководители компаний в большинстве своем ощущают в настоящее время настоятельную необходимость перехода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели электронного бизнеса. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик-потребитель».
Экономическая динамика в США по-прежнему остается основным определяющим внешним фактором для развития компаний электронного бизнеса. Наблюдавшийся в США в течение последних лет мощный подъем стал возможен не только благодаря развитию отраслей новой экономики. Он также финансировался за счет усиленного импорта товаров, услуг и капиталов. Как следствие у США возник огромный дефицит платежного баланса: в 2003 году, по оценкам, он достигнет 392 млрд. долларов. Углубляющийся структурный кризис, возникший и обостряющийся в течение последних лет, перенагрев фондовых и фьючерсных рынков, перенасыщение денежной массой во всех ее агрегатных формах, астрономическая задолженность абсолютно всех сегментов американской экономики, цепь коррупционных скандалов, разорение крупнейших компаний, стагнация и падение производства – это ставит под угрозу способность США и впредь поддерживать высокий уровень жизни большинства населения с одновременным финансированием научно-технического отрыва от всего остального мира.