Аннотация:Статья посвящена исследованию транспортных систем современных городов. Рассмотрены ключевые транспортные проблемы и их экономические, экологические и социокультурные последствия. На основе анализа зарубежных практик обоснована необходимость переориентации транспортной политики с обеспечения транспортных потребностей населения на управление ими. Описаны новые векторы развития транспортных систем прогрессивных городов, заключающиеся в концепции новой городской мобильности, в которой центральное место отводится человеку и его потребности в комфортной городской среде в противовес автомобилецентричному подходу 20 века. В контексте смены парадигмы транспортного планирования описаны новые инструменты социологического анализа, обогатившие традиционный экономико-математический подход к решению транспортных задач. Особое внимание уделено научной точности в использовании узкоспециальной терминологии: разграничены понятия «мультимодальность» и «интермодальность» применительно к области городского транспорта, а также рассмотрен термин «устойчивое развитие транспортной системы». Проведен анализ основных мировых тенденций эволюции городских транспортных систем и выделены ключевые факторы, влияющие на качество, стабильность и устойчивое развитие городского транспорта, на основе которых предложена модель эффективности транспортных систем.