Использование техник психотерапии детско-родительских отношений в этапе психологической реабилитации детей раннего возраста с врожденным пороком сердца в период хирургического лечениястатья
Аннотация:Известно, что от 30 до 80% родителей испытывают сильный дистресс, связанный с обнаружением ВПС у их ребенка, который чаще всего выражается в повышенном/высоком уровне депрессии, тревоги, соматизации, чувством безнадежности и беспомощности, развитием посттравматического стрессорного расстройства. В таком состоянии родителям не всегда удается сохранять столь необходимую их детям эмоциональную доступность, которая является важным фактором нормального психического развития детей в раннем возрасте, что делает крайне актуальным включение всей семьи ребенка с врожденным пороком сердца в психореабилитационные мероприятия. Целью нашего исследования стало определение эффективности мероприятий этапа психологической реабилитации с использованием техник Психотерапии детско-родительских отношений. Основной задачей Психотерапии детско-родительских отношений является обеспечение психического здоровья ребенка. Взаимоотношения «родитель-ребенок» рассматриваются как экономичный механизм достижения данной цели, поскольку родители являются первыми источниками формирования поведения и развития ребенка. В исследовании участвовали 60 матерей детей в врожденным пороком сердца раннего возраста, проходивших кардиохирургическое лечение в стационаре. Для исследования эмоционального состояния матерей были использованы следующие методики: Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований. Для оценки детско-родительского взаимодействия был использовали «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодей ствия», разработанный Е.И. Захаровой. Нами показано, что включение техник Психотерапии детско-родительских отношений в психореабилитационные мероприятия является эффективным. Так, после участия в психореабилитационных мероприятий с применением техник психотерапии детско-родительских отношений такие показатели детско-родительских взаимодействия, как: «способность воспринимать состояние ребенка»; «понимание причин состояния ребенка»; «ориентация на состояние ребенка»; «принятие себя в качестве родителя»; «умение воздействовать на состояние ребенка» стали статистически значимо выше. Оценка уровней выраженности депрессивной симптоматики, ситуативной тревоги, показала, что у матерей детей с врожденным пороком сердца раннего возраста в период хирургического лечения, участвовавших в программе психологической реабилитации значения по этим характеристикам стали ниже, по сравнению с дооперационным показателем.Таким образом, использование техник Психотерапии детско-родительского взаимодействия на этапе психологической реабилитации семей с ребенком раннего возраста, имеющим ВПС, оказалось эффективным.
It is known that from 30 to 80% of parents are experiencing severe distress that is associated with the detection of congenital heart disease in their child, which is most often expressed in the increased/high levels of depression, anxiety, somatization, feelings of hopelessness and helplessness, the development of post-traumatic stress disorder. In this state, parents are not able to provide emotional availability, which is an important factor for normal mental development of children at an early age, which makes very relevant the inclusion of the whole family of a child with a congenital heart defect in psychorehabilitation events. The aim of our study was to determine the effectiveness of interventions stage of psychological recovery with the use of techniques of Psychotherapy parent-child relationship, participants were 60 mothers of children with congenital heart disease an early age, subjected to cardiac surgery in a hospital. To study the emotional state of mothers we used the following methods: Scale of self-esteem level of reactive and personal anxiety Spielberger, Hanina and Depression Scale the Center for epidemiological studies. To assess children-parent interactions was used “the Questionnaire of parent-child emotional interaction” developed by E. I. Zakharova. We have shown the inclusion of techniques of Psychotherapy of parent-child relationship in psychorehabilitation event is effective. So, after participating in psychorehabilitation activities such indicators of parent-child interaction as: “the ability to perceive the state of the child”; “understanding the child’s condition”; “focus on the child’s condition”; “acceptance of self as a parent”; “the ability to infl uence the state of the child” became signifi cantly higher. Assessment of the levels of severity of depressive symptoms, situational anxiety, showed that mothers of children with congenital heart disease at early age in the period of surgical treatment, participated in the programme of psychological
rehabilitation, had lower levels for these characteristics compared to the preoperative fi gure. Thus, the use of techniques of Psychotherapy of parent-child relationship at the stage of psychological rehabilitation of families with young children with CHD, was effective.