Аннотация:Проблематизируется и концептуализируется сравнительно новая научная область психологии повседневности, зародившаяся в Австро-Венгрии и Германии (классические работы таких ученых, как З.Фрейд, К.Хольцкамп, Х.Томэ, У.Лер), но не получившая должного развития в мировом мейнстриме. Основные вопросы проектирования современных исследований повседневной жизни – психологическое определение их предметного фокуса и выбор адекватной методологической оптики анализа. Аргументируется тезис о том, что традиционное разделение воображаемого / реального в социальном познании эпистемологически исчерпало себя (тема соотношения «образа мира» и условно «реального» мира в отечественной научной школе социальной психологии Г.М.Андреевой). Изучение повседневной жизни предполагает введение новой объяснительной категории «социального воображаемого» / «воображения», указывающей на некие докатегориальные способы понимания тотальной неопределенности в ситуации транзитивного общества, которые лишь впоследствии складываются в четкие символические структуры социальных представлений и коллективных переживаний. Особое внимание уделяется французской традиции анализа «социального воображаемого» (С.Московиси, Ж.Лакан, К.Касториадис, историческая школа «Анналов»), а также концепции наций как воображаемых сообществ (Б.Андерсон). Инструментом экспликации социального воображаемого в повседневной жизни являются методы этнографических и полевых исследований, серьезно переосмысляемые в науке нашего времени. Обращение к инновационным стратегиям визуальной этнографии, нетнографии и автоэтнографии позволяет реконструировать жизненные миры и «латентные» формы социального познания, которые не артикулированы в публичном дискурсе и могут стать потенциальными стратегиями совладания с социальными изменениями и проблемами. Приводятся результаты пилотажного этнографического исследования жизненного мира эзотерического центра г. Москвы, оказывающего услуги «психологического консультирования». Предварительный вывод – эзотерические практики являются культурным средством субъективации в постсоветском обществе, означивающим личные и социальные проблемы, табуированные в культуре повседневности.