ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2017 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Разработана новая психологическая концепция развития родительства в рамках НИР по направлениям семейной психологии и детско-родительских отношений. Концепция прошла апробацию в 2017 году в совете Д 501.001.95 и была защищена как докторская диссертация по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Родительство как возрастно-психологический феномен" (доц. Е.И. Захарова, научный консультант - докт. психол. наук, проф., член-корр. РАО - О.А. Карабанова). Основное содержание исследования отражено в 41 публикации автора. По теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте" (н. рук. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - А.М. Коновалова) Основное содержание исследования отражено в 14 публикациях автора.; "Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье" (н. рук. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - Ю.А. Старостина). Основное содержание исследования отражено в 12 публикациях автора. В рамках типологического подхода к психическому развитию продолжен цикл исследований, посвященный онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам ее влияния на психическое развитие в детстве и взрослости (доц. Г.В. Бурменская, доц. О.В. Алмазова, доц. Т.Ю. Садовникова). Сделаны доклады на Международной конференции по привязанности, г. Лондон, Великобритания, 29 июня - 1 июля 2017 г. (IAC 2017 Highlights). Был продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора юношей. По результатам исследований были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков" (доц. С.В. Молчанов, доц. О.В. Алмазова, доц. Н.Н. Поскребышева); "Профориентация в системе социального волонтерства" (проф. Н.С. Пряжников, доц. О.В. Алмазова, доц. С.М. Чурбанова). Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития на всех этапах онтогенеза в сфере познания, социального интеллекта, по разработке практических аспектов возрастно-психологического консультирования, современного школьного и вузовского образования . По результатам исследования сделаны доклады на Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения П.Я. Гальперина "Научная школа П.Я. Гальперина: история, современное состояние, перспективы развития", МГУ имени М.В. Ломоносова, 2-3 октября 2017 года и опубликованы статьи и тезисы конференции: "Основные направления развития идей концепции П.Я. Гальперина на кафедре возрастной психологии Московского университета" (проф. О.А. Карабанова); "Эвристический потенциал теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий для изучения социального познания в детском возрасте" (доц. О.Б. Чеснокова); Ориентировочные процессы в условиях возрастно-психологического консультирования" (доц. Г.В. Бурменская); "Организация аналитической части жизнетворческого акта в условиях психологического консультирования" (доц. Ю.И. Фролов); "Возможность реализации идей П.Я. Гальперина в практике современного школьного образования" (доц. Чурбанова С.М.); "Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки специалистов-психологов" (доц. Е.И. Захарова). Продолжены исследования в рамках направления изучения методов психологического сопровождения и реабилитации детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ имени А.Н. Бакулева. По результатам исследования сделаны доклады на XI Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», Межрегиональном круглом столе "Инновационные подходы и технологии к клинико-психологической реабилитации и ресоциализации", Москва, 19-21 апреля 2017 года: "Синергия медицины, искусства, психологии для создания здоровье сберегающей среды и реабилитации больных детей в стационарах России" (председатель правления БФ "Грани таланта" - Шелег Е.А., проф. О.А. Карабанова, доц. Т.Ю. Садовникова, доц. С.М. Чурбанова); на Всероссийском психологическом форуме. VI Съезде Российского психологического общества. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 5-7 октября 2017 года и опубликованы статьи в материалах форума: "Принцип целостности социальной ситуации развития в организации жизненного пространства и реабилитации детей с ВПС в лечебном стационаре" (доц. С.М. Чурбанова ). Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению по изучению межкультурных различий эмоциональной регуляции с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры: 1) осуществлялась проверка психометрической эквивалентности русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской и азербайджанской выборках, осуществлялось сравнение России и Азербайджана по выраженности ценностей горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма; 2) сопоставлялись результаты по методикам, отражающим разные аспекты эмоциональной регуляции (DRAI Д. Мацумото, ЭмИн Д.В. Люсина, ECV А. Маусс, ERQ Дж. Гросса), которые использовались в предыдущих исследованиях в России и Азербайджане; 3) оценивались связи между ценностями горизонтального и вертикального индивидуализма, горизонтального и вертикального коллективизма и особенностями проявления эмоций у представителей русской и азербайджанской культур. Психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках проверялась с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г. Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Показано, что горизонтальный индивидуализм связан с более высоким уровнем проявления эмоций, по сравнению с вертикальным индивидуализмом, вертикальный коллективизм связан с более строгими требованиями к эмоциональному контролю, по сравнению с горизонтальным коллективизмом. Были опубликованы статьи по теме исследования: Панкратова А.А., Осин Е.Н., Гасанова У.У. Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Т. 10, № 55. С. 3.; Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. C. 1-11.; сделаны доклады на XVIII Международных Чтениях памяти Л.С. Выготского ( г. Москва, 13-17 ноября 2017 г.) и опубликованы тезисы в материалах конференции: А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, Е.Р. Черткова «Индивидуальные различия в использовании стратегий эмоциональной регуляции».