ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) психологические аспекты цифровой социализации и кибербезопасности, 2) психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Разработан дизайн исследования и методический инструментарий, включающий анкеты для детей разного возраста и их родителей с блоками вопросов: пользовательская активность; столкновение с онлайн-рисками; цифровое образование; образ цифрового мира; родительские стратегии медиации; социальное взаимодействие в цифровом обществе; взаимодействие с неживыми системами; цифровое гражданство; цифровая компетентность. Проведен основной этап популяционного исследования особенностей цифровой социализации у разных поколений в 7 федеральных округах РФ:. Всего в исследовании с учетом выборки апробации 2018 г. (Москва и Московская область - Центральный федеральный округ) приняли участие 1553 школьника 12-17 лет из 15 городов РФ и 1219 родителей подростков того же возраста. Результаты популяционного исследования проанализированы отдельно по поколениям, а также проведен межпоколенческий анализ по блоку вопросов, посвященных цифровому образованию и отношению к ИКТ в образовательном процессе. 2. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 7 и 8 классов (тренажеры). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления, связанного с психологией межкультурных коммуникаций были проведены следующие работы: 1. Проведено исследование связи между личностными особенностями, определяющими выраженность и направленность активности личности в межкультурном контексте (личностными чертами Большой пятерки, типом этнической идентичности, толерантностью, толерантностью к неопределенности, жизнестойкостью, ценностными ориентациями, эмпатией), и уровнем межкультурной компетентности. Группой Е.И. Шлягиной Продолжен цикл исследований личностного опосредствования совладающего поведения в ситуации неопределенности. В 2019 было завершено комплексное исследование ресурсов совладания в ситуации переговоров. Выявлено наличие и определен характер связей копинг-стратегий со стилем делового общения в ситуации неопределенности. Также в 2019 проведено исследование, направленное на определение наличия и характера связей между различными уровнями совладающего поведения - копинг-стратегиями (осознаваемый уровень совладания) и защитными механизмами личности (глубинный, неосознаваемый уровень совладания). Рассмотрено опосредствование различных уровней совладания с такими личностными характеристиками как толерантность к неопределенности и уровнем субъективного контроля. Группой Т.А. Нестика работа велась в двух направления. 1) Проведено исследование связи тревоги по поводу будущего (на основе опросника «Темное будущее» З. Залеского) с другими характеристиками индивидуальной временной перспективы (на основе опросника ZTPI Ф.Зимбардо) и представлениями о мире (на основе опросников «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леонга и Опросника моральных оснований (MFQ) Дж. Хайдта). 2) Изучена связь уровня социального доверия с отношением личности к новым цифровым технологиям, в том числе – к использованию искусственного интеллекта.