ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Несмотря на длительную традицию исследования идентичности в психологии, до настоящего времени не предложено инструментария, оценивающего различные виды процессов идентификации, а также учитывающего иерархическое строение и системно-динамическое взаимодействие идентификаций человека в разных сферах жизнедеятельности. В рамках данного проекта в 2014 году было выявлено два основания рассмотрения идентичности, объединяющие различные междисциплинарные подходы (понимание переживания самотождественности как общей основы идентичности и признание ключевой роли реципрокного взаимодействия человека и мира в формировании идентичности). Проблема условий (в том числе, субъективных критериев) переживания самотождественности и ее изменения была рассмотрена на двух конкретных моделях. Во-первых, проведен анализ роли социокультурного ускорения в современном обществе в переживании изменения в идентичности, в том числе, в ее хронотопе. Выявлены векторы неравномерности этого ускорения, приводящие на уровне социума к "вертикальным" (межпоколенческим), "горизонтальным" (по социальному статусу, географическому положению и т.п.) разрывам, к нестабильности или даже, в метафорическом смысле, "разрушению" хронотопа. Во-вторых, один из наиболее ярким примеров изменения основ и критериев переживания идентичности и самотождественности связан с моделью технологического контроля. Выявлен ряд феноменов изменения идентичности, связанных с развитием информационных технологий: размывание ее границ, развитие страха утраты самотождественности, переживание иллюзорного контроля и, напротив, чрезмерной зависимости от технологии и т.п. Проблема роли общего переживания идентичности в формировании различных конкретных идентификаций и отношении к ним была рассмотрена в эмпирическом исследовании на материале двух выборок (143 студента и 88 взрослых). Было показано, что в структуре общего переживания идентичности можно выделить три разных аспекта: (1) наличия устойчивой и завершенной идентичности, (2) развития и изменения идентичности и (3) ее социального признания, каждый из которых может иметь разную субъективную ценность и быть в разной степени достигнутым. субъективная важность завершенности и развития идентичности в юношеском возрасте может опосредствовать роль достижения завершенности и развития идентичности в оценках валентности, значимости и психологической центральности конкретных идентификаций, тогда как во взрослом возрасте эффекты ценности и достижения общей идентичности в оценке конкретных идентификаций независимы. Оценки достижения общей идентичности связаны с субъективным благополучием, что особенно выражено у взрослых испытуемых. Как оценки важности идентичности, так и оценки ее достижения связаны со специфическими особенностями совладающего поведения.