ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В диссертации доказана необходимость соотнесения драматических и эпических произведений Н.Н. Садур и определения общих принципов их организации, выявления и истолкования образного авторского «шифра», который позволяет увидеть скрытые закономерности, смыслы и определить специфику индивидуальной творческой манеры писательницы; введены приемы реконструкции латентной системы лейтмотивов в прозе и драматургии Н.Н. Садур. Выявлены функциональные значения ключевых образов и эпизодов разнородных произведений автора, что позволяет истолковать кажущийся алогичным язык повествования, продемонстрировать художественный мир писательницы как единую и целостную структуру, имеющую в своей основе смысловое «ядро» — метасюжет, посвященный воссозданию истории познания человеком своей двойственной, поврежденной нецелостной природы, что ведет его к выходу из мира линейности, лишает устойчивости в бытийном положении, заставляет колебаться на грани оппозиционного, обращает к поиску «живой», неотделимой от его личности истины, сосредотачивает на нравственной проблематике и моральной авторефлексии. Теоретическая значимость исследования заключается также в том, что на основе вычленения структурообразующих элементов пьесы Н.Н. Садур «Чудная баба» (характеристика зеркальной структуры эпизодов; особой герметичности ситуаций с возвращением действия к начальной точке, но на ином уровне осмысления; трансформации ряда ситуаций из фарсово-комедийных в трагедийные) и описания игрового диалогового пространства романа Н.Н. Садур «Сад» (изменения в соотношении внешнего и внутреннего пространства — буквального и метафорического смысла) соискатель намечает алгоритм изучения и других произведений Н.Н. Садур. Значение полученных соискателем результатов для практики подтверждается восприятием творчества Н.Н. Садур как эстетической системы, обладающей свойством «переходности», пограничности и находящейся на стыке образного и нормативного языка. Активность реципиента (читателя/зрителя) проявляется в фиксации художественной системы в диалектическом единстве противоположностей, что открывает возможность восприятия творчества Н.Н. Садур в двойной системе координат, где одна и та же речевая единица (слово, высказывание, фрагмент) порождает смыслы на уровне описания предметного мира произведения и на уровне знакового, образного воссоздания реалий духовного мира человека (субъекта речи в прозе, центрального персонажа в драматургии). Это позволяет выделить в каждом произведении Н.Н. Садур «двойной» сюжет, когда во внешне алогичном, хаотически движущемся, бессвязном повествовании контурно проступает «второй» план, позволяющий проследить закономерность перехода субъекта изображения из одного психологического состояния в другое и выявить скрытую взаимосвязь между внешне несвязанными частями. «Второй» уровень представляет тексты Н.Н. Садур как отражение внутреннего пространства человека, своего рода «локуса», вместилища, структурными элементами которого являются сенсорные и физиологические ощущения, а также субъективные особенности личности.